Фрагмент для ознакомления
2
1. В чем специфика локковской трактовки понятия «идея»?
Отчасти Локк опирается на учение Декарта, соглашаясь с ним, что идея – это содержание мышления человека. Но противоречит Декарту в том, что идеи бывают врожденными, и настаивает, что они созданы только опытом человека.
2. Какие аргументы могут быть приведены против теории врожденности знания?
• Даже если множество людей имеет одинаковые взгляды, это можно объяснить не только врожденностью идей
• Маленькие дети и умственно отсталые не осведомлены автоматически ни о принципе тождества и непротиворечивости, ни об основных нравственных принципах
• Нельзя доказать, что некое понятие существует в душе, но она просто не может его раскрыть и воспользоваться им
• утверждение о врожденных моральных принципах опровергается тем фактом, что некоторые народы ведут себя прямо противополож¬но подобным принципам, т. е. совершая злодейские с нашей точки зрения поступки и не чувствуя при этом никаких угрызений совести
• даже о самой идее о Боге нельзя сказать, что она есть у всех, потому что существуют народы, у которых нет понятия Бога.
3. Каковы источники идей, содержащихся в человеческом сознании?
Наш разум может разными способами комбинировать получаемые идеи, но никоим образом не может сам производить даже простые идеи, но если они есть, он не может их разрушить или аннулировать. Источники идей: ощущения от внешних предметов и рефлексия о внутренней деятельности своей души, то есть личный опыт.
4. В чем состоит различие первичных и вторичных качеств предметов и на основании чего их можно разграничить?
Первые качества представляют собой «первичные и реальные качества тел, которые всегда находятся в них (т. е. плотность, протяженность, форма, количество, движение или состояние покоя...)». Вторичные, «представляют собой комбинации первичных качеств», такие, например, как вкус, цвет, запах и т. п.
Их можно разграничить таким образом. Первичные качества являются объективными в том смысле, что соответствующие им идеи, вызываемые в нас, — суть точные копии, образы предметов, существующих вне нас. В противоположность им вторичные качества — цвет, запах, вкус — носят субъективный характер (по меньшей мере частично), в том смысле, что не отражают объективных свойств самих вещей, хотя и вызываются ими к существованию.
5. Как возникают абстрактные понятия?
Абстракцию Локк рассматривает в качестве процесса исключения некоторых частей сложных идей. Например, есть сложная идея Петра и Якова: из этого комплекса идей я опускаю простые идеи, не являющиеся общими для обоих индивидуумов (толстый, белокурый, высокий, старый и т. п.) и оставляю комплекс идей, общих для обоих индивидов, который помечаю названием мужчина, и использую его для того, чтобы представить себе так же и других мужчин.
Следовательно, для Локка абстракция является расчленением дру-гих, более сложных идей.